Произведения Владимира Опара начали играть видную роль в московской художественной жизни с 1990 года. Именно тогда состоялись его первые выставки в Москве. Но это событие никак нельзя было назвать дебютом. На столичном горизонте появился зрелый, самостоятельный, сформировавшийся мастер. Его живопись несла в себе комплекс традиций, развившихся в искусстве XX века. Манере были присущи свобода, энергия, экспрессия жеста. Активность цветового поиска ощущалась в каждой работе. Пульсация мысли сочеталась с открытым сильным чувством и истинной духовностью. В небольших по размеру пейзажах, портретах, условных композициях с фигурами и пейзажными элементами был сосредоточен колоссальный интеллектуальный и пластический потенциал. Однако в перспективе, казалось бы, небольшого промежутка времени сегодня становиться очевидным, сколь огромен путь, стремительно пройденный художником за эти 4 года. В его творчестве сменилось несколько значительных этапов. Наряду с живописью, как традиционно плоскостной, так и с использованием различных форм коллажа, он обращался и обращается к нестанковым видам искусства постмодернисткого характера, ведет поиск в направлении видеоарта. Владимир Опара принадлежит к тому редчайшему типу творческой личности, в котором необыкновенно сильное индивидуальное начало слито со способностью анализировать, разумно оценивать и ставить в контекст художественные явления широчайшего диапозона. Такой дар эмоционального и в тоже время объективного восприятия встретишь далеко не у всякого арт-критика. Это свойство личности вместе с талантом генерировать идеи концептуального плана позволили художнику разработать и воплотить в жизнь целый ряд неординарных проектов, включающих собственные картины, объекты, инсталляции, перформансы и фотосерии, а также произведения других крупных мастеров. И все же момент высшего напряжения творческого процесса достигается в работе над живописными произведениями, будь то исполненные маслом большие хосты, апокрифически и драматически толкующие библейские темы, или циклы работ на бумаге с использованием смешанной техники и визуальных эффектов излюбленной фактуры ржавого покоробленного железа.
Мария Валяева,
кандидат искусствоведения, сотрудник Государственной Третьяковской Галереи /статья в журнале «Социум» 6 (37) 1994 год