О проектах
Искусствовед Радослава Конечна
о Владимире Опара и его проектах
E-CRUCIFIX. ЭЛЕКТРОННОЕ РАСПЯТИЕ
В Московском выставочном зале «Галерея А-3» с 15 мая по 1 июня 2012
года был представлен проект московского художника Владимира Опара
«E-crucifix. Электронное распятие» (живопись, коллажи, объекты,
мультимедийная панк-рок-опера-инсталляция «Песня аватаров»,
фото-инсталляция «Мои друзья аватары», перформанс «Танец аватаров»,
который состоялся в «Ночь музеев» с 19 на 20 мая). Эта выставка была
приурочена к 60-летию автора. Владимир Опара – один из первых активных
пользователей сети Интернет, с 1997 года обратился в своём творчестве
к компьютерным технологиям.
В 1998 году Владимир создал «Музей 2020»,
который стал одним из первых «движущихся» артпроектов в Интернет. В
2000 году он основывает некоммерческий Интернет-портал ARTFOR.RU и
разрабатывает совместно с Майей Опара художественно-образовательную
программу для молодёжи.
Владимир провёл 29 персональных выставок в
России и за рубежом. Произведения художника находятся в коллекциях
Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея
(Санкт-Петербург), Музея кино и других музеев России.
Вот, что пишет известный московский искусствовед, доктор наук Андрей Толстой о
творчестве Владимира Опара: «…он любит и ценит и свои ранние вещи, и
продолжает искать и экспериментировать сейчас, а уж о темпераменте и
внутреннем огне этого художника можно и не говорить, поскольку они
очевидны для всех. Опара неутомимо организует всевозможные групповые
выставки, руководит студией, и много работает сам, смело распространяя
собственные творческие интересы за пределы области собственно
станковой живописи и графики и включая в их орбиту коллаж, объект,
инсталляцию, перформанс, видео и компьютерную графику, свободно
варьируя различные техники и материалы. Работы Опара украшают
множество музеев и частных коллекций в России, Европе, США, Канаде,
Израиле и Японии и постоянно показываются на внутрироссийских и
зарубежных выставках». О том, как и почему художник в 1990-е годы
обратился к компьютерным технологиям, он сам рассказал перед
вернисажем: «Идея использовать Интернет и компьютерные технологии в
художественных проектах появилась после возвращения из США, где у меня
проходила серия персональных выставок. Параллельно с выставками я
читал лекции «Образное восприятие мира» в университетах, в том числе в
Военно-воздушной академии США.
К этому времени я уже осуществил
проекты «Железный путь» (1991), «Золото и пепел» (1993),
«Клаустрофобия» (1993). Возможность сделать мои проекты мощнее меня
вдохновляла. После первой успешной выставки в ЦДХ, где мы использовали
компьютеры и Интернет, мы с энтузиазмом взялись за новые проекты. Мы
– это я и Майя Опара. Майя, моя жена и замечательный художник,
энтузиаст новых технологий. Мы к этому времени познакомились и
подружились с Валерием Мурахвери, редактором журнала «Компьюарт» и
Александром Зинченко – выдающимся математиком. Я писал статьи в журнал
«Компьюарт», читал ежегодно доклады на международной конференции
«Электронные изображения и визуальные искусства» (EVA) в Третьяковской
галерее, делал футуристические прогнозы. В чём-то я оказался прав».
Новый проект художника «E-crucifix» – размышление о жизни современного
человека в век «электронной цивилизации» со всеми ее достижениями и
катастрофами. В коллажных живописных работах и объектах последнего
времени используются компьютерные платы, так или иначе мотивом его
произведений являются компьютер, Интернет, техногенные катастрофы, в
том числе трагедия 2011 года на японской атомной станции Фукусима. Об
этом картины «Фейсбук: новая Ева», «486», «Атомная электростанция»,
«Сотворение мира».
В его работах пересекаются Библейские мотивы и
реальные истории людей, использующих компьютерные технологии. Владимир
называет Интернет «Всемирной Книгой», сравнивая ее с «Новой Библей».
«Эта «Новая Библия» набита пошлостью, чудовищами, пронизана
дьявольщиной, но есть в ней и юмор, и полезная информация, и друзья»,
– замечает художник. Что касается названия нового выставочного
проекта, то Владимир так объясняет свою идею: «Первое Распятие я
написал в 1992 году. Написал два варианта: один сейчас в ГТГ, другой –
в Государственном художественном музее Алтайского края. Затем был
«Распятый» 2005 года. Вновь я вернулся к этому сюжету в 2010 году. Мои
восторженные прогнозы, связанные с Интернетом, компьютерными
технологиями 90-х, уступили место тревожным предчувствиям. В 2010,
2011, 2012 году появились «Распятия» с электронными платами». Долгие
размышления автора о современном информационном обществе привели к
появлению идеи проекта «Мои друзья аватары». Аватар — это цифровая информация о человеке, образ для виртуальной жизни в сети, которая запрограммирована как большая социальная игра. Люди создают новую электронную реальность, общаясь в социальной сети с друзьями – аватарами.
В инсталляции «Мои друзья аватары» художник сделал их
фотопортреты. Портреты перемещаются на холсты, соединяются с
компьютерными платами, предстают в музейных рамах, превращаются в
инсталляцию, становятся частью музея, новым Ковчегом, вобравшим в себя
важное и ценное. «Песня аватаров» – это мультимедийная инсталляция из
объектов, мониторов, компьютеров. И души. Как и положено, в опере,
аватары поют. Поют тексты из социальных сетей, о друзьях, о счастье, о
том, что волнует всех. Ведь социальные сети — это взрыв чувств и
эмоций, ярмарка тщеславия, паноптикум, лицемерие и лицедейство, это
сообщество друзей — мнимых и настоящих. Радует то, что проект
художника с интересным и необычным видением нашего не простого мира
принял участие во все более набирающей популярность общеевропейской
акции «Ночь музеев» 2012 года.
Искусствовед Виктория Хан-Магомедова о живописи Владимира Опара
Речь идет о фундаментальной живописи, направленной на исследование морфологии и смысла собственных поисков, истоков значения не только посредством нахождения новых цветовых сочетаний, но с помощью четко определенных средств и материалов, хорошо смешанных. Художник никогда не впадает в банальность. Полученная картина-ассамбляж наделяется благородным поэтическим звучанием, свидетельствует о современных ритмах жизни и погружает в глубины души человека. В его вещах царит материя, плотная и чувственная, в которую вкраплены почти неуловимые знаки, сгустки цвета, усиливающие цветовую игру.