| gallery | biography | texts | o'para-studio | home-page | e-mail |
 
БИОГРАФИЯ


Владимир Опара родился в городе Барнауле 30 мая 1952 года.
Родители  Владимира принимают участие в освоении целинных и залежных земель (Алтай, 1953 - 1958). Мама учительница английского языка, папа главный инженер машинотракторной станции (МТС). Ощущение пространства и красоты мироздания формируется у Владимира на просторах Алтая. В 1958 году семья возвращается в Барнаул. В 1959 году Владимир поступает в одну из лучших школ города. В школе он признанный художник. Рисует серию комиксов о школьной жизни, он режиссер и художник школьного театра кукол. После окончания школы он, неожиданно для всех, вместо художественного училища, поступает в высшее военное командное училище связи. Через три месяца Владимир уходит из училища. Вернувшись в Барнаул, идет работать на завод учеником токаря. Его часто привлекают к оформительской работе. Ко всем «красным» праздникам Владимир рисует плакаты, наглядную агитацию, оформляет автомобили к демонстрациям. В этот период он читает Маяковского, увлекается футуристами. В Барнауле в то время нет возможности получить художественное образование. Выбор небольшой: мединститут, сельхозинститут, пединститут. Владимир поступает на физико-математический факультет пединститута. Много времени проводит в только что открывшейся краевой библиотеке. Читает трактаты о живописи, самостоятельно изучает технологию живописи, пробует писать масляными красками. Ходит на вечерний факультет художников-оформителей при пединституте (1970-1973). Занимается в студии Г. К. Тарского, где рисует гипсы и в народной студии А. И. Иевлева при заводе Транспортного машиностроения, где пишет натюрморты и постановки. Из народной студии Владимира исключают через год за эксперименты с цветом и формой. В это время Владимир «уличный художник», то есть пишет пейзажи на улице. Манера письма «фовистская», экспрессивная. В 1974 году участвует на краевой выставке молодых художников. В 1975 году Владимир знакомится с художниками Владимиром Квасовым и Василием Рублевым, затем со всем кругом мастерской Рублева (Татьяна Ашкенази, Людмила Кульгачева, Лариса Пастушкова). Мастерская Рублева это «другое искусство» города Барнаула. Владимир поступает в университет марксизма-ленинизма, где изучает историю эстетических учений, эстетику, историю искусства. В 1978 году заканчивает университет. С 1976 по 1979 Владимир рисует обнаженную модель в студии Рублева. Увлечение востоком – чань, дзэн, искусство озарения. Неприятие соцреализма. Участвует на выставке «Молодые художники Сибири». На выставку берут все представленные работы. За участие в выставке награжден дипломом. Картина Владимира (Ремонтники путей, 1978) публикуется в журнале «Искусство». Владимира принимают в Объединение молодых художников Союза Художников СССР. В 1978 году знакомится с художником Андреем Поздеевым.
Часть Барнаульских  художников и членов правления местного союза художников с неприязнью относятся к студии Рублева и сигнализируют «куда надо», и настойчиво. Начинаются неприятности. Неожиданно для себя Владимир оказывается причисленным к диссидентам и антисоветчикам. Председатель правления П.Л. Миронов советует Владимиру уехать из Барнаула. Владимир уезжает в 1981 году вначале в Кемерово, затем в 1984 году в Новокузнецк. Владимир использует возможности поездок в творческие командировки, предоставляемые союзом художников, комсомолом. Спускается в шахты и рудники, рисует шахтеров, шахтерские поселки, рисует на металлургическом комбинате. Но его не интересуют «советские картинки», его интересуют люди, глотающие пищу в грязных заводских столовых, работающие на вредном производстве для того, чтобы раньше уйти на пенсию. В 1984 году открывается первая персональная выставка Владимира в Доме Художника в Кемерово. Выставку через неделю закрывают – руководителей не устраивает «мрачный» колорит выставленных картин. В 1986 – 1988  году художник совершает поездки в Джамбул (недалеко от Ташкента), где принципиально меняется его живописная система, появляются контрастные, яркие цвета, камертоном становится кадмий красный. Владимир пишет большие композиции, используя новую живописную систему. В 1987 году вступает в Союз Художников СССР. В 1988 году в Новокузнецк приезжает  Анна Килимник, искусствовед из Третьяковской Галереи, для знакомства с художественной ситуацией в Кузбассе. Ее заинтересовали работы Владимира, и она знакомит Владимира с искусствоведом Марией Валяевой.
В 1988 открывается персональная выставка в Новокузнецком музее изобразительного искусства, затем выставка «100 картин Владимира Опара» в Кемеровском областном музее изобразительных искусств. В 1990 году состоялась первая персональная выставка в Москве («Галерея А3», бывш. выставочный зал «Арбат»). В этом же году Третьяковская Галерея приобретает картину Владимира «Поцелуй Иуды». Владимир с женой Майей переезжают в Москву. В 1991 году Владимир создает инсталляцию «Железный путь» площадью 900 кв. метров. Мария Валяева знакомит Владимира с художниками Марленом Шпиндлером, Андреем Гросицким, Леонидом Берлиным, Адольфом Гольдманом, Алексеем Каменским. Художники принимают участие в проекте «Железный путь». Знакомство перерастает в дружбу.
После «августовского путча» в 1991 году Владимир и Майя уезжают в Соединенные Штаты Америки, где профессор живописи Рэндольф Мичинер организует серию выставок и лекций Владимира Опара. В 1992 году Владимир и Майя возвращаются в Москву. Владимир пишет серию картин «Башни» и в 1993 году показывает их на персональной выставке в Центральном Доме Художника. Третьяковская Галерея приобретает картину «Строительство Башни». В 1993 – 1994 году Владимир руководит (совместно с Л. Зыбайловым) творческой мастерской Школы современного искусства «Свободные мастерские» и осуществляет проекты «Золото и Пепел», «Очищение Песка», «Клаустрофобия».  Серия  фотографий  «Клаустрофобия»  (9  фотографий     30 Х 40 см) и серия фотографий «Очищение песка» (5 фотографий 30 Х 40 см) находятся в коллекции Третьяковской Галереи. Осуществленные проекты, в которых использовался песок, глина, металл привели к созданию серии живописных работ «Белый ангел – черные крылья», «Как дождь и снег нисходят с неба» (Новосибирский Государственный художественный музей), «Мальчик карбюратор и его мама», «Очень тихо». Поверхность картин этой серии напоминает по фактуре ржавый металл, проступающий через глину и песок. На живописный строй картин оказало влияние и то, что Владимир в 1996 году, по приглашению художника Лаши Кинцурашвили, участвует в росписи храма «Святого великомученика и Победоносца Георгия»  в Москве. Работа велась по глиняной штукатурке натуральными пигментами на яйце и винном уксусе. Картины «Мальчик карбюратор и его мама», «Зеленая» и др. были показаны в Государственном Русском Музее (Санкт-Петербург) в 2001 году на выставке «Абстракция в России. XX век». Часть работ этой серии «Ветер с Востока», «Он на Осле въезжает в Иерусалим», «Шарм Эль Шейх», были написаны после поездок в Тунис (2003) и на Синайский полуостров (2004), где Владимир обнаруживает поразительное сходство колорита пустыни и своих последних картин.
В 2006 – 2007 годах Владимир работает на бумаге. Создает серию плоских и объемных живописных работ на бумаге «Лодки и Паровозы», состоящую из 72 частей.

вернуть на страницу с выставками-->


© Vladimir Opara, © O'para-studio
   
....