|
|
2 часть |
3 часть |
|
|
1 часть |
композиция, акрил, бумага, 3 части
1 часть, 62 х 430 х 4 см.
2 часть, 186 х 258 х 4 см.
3 часть, 310 х 86 х 4 см
|
Лодки и паровозы Владимира Опара
Несмотря на то, что во второй половине 90-х творчество Владимира Опара прошло под знаком взаимопроникновения художественных и внехудожественных практик (компьютерные технологии, Интернет, эксперименты в области фото и видео), он не отказался от живописи. Владимир художник аналитического направления и собственную работу строит на основе изучения формальных основ мироустройства. Пространство и форма, линия и цвет, преобразованные им, рождают мир, отличный от равнодушной фиксации фото или видеокамерой. С конца 90-х годов Владимир уходит от зрительных образов к абстракции. Теперь его работы носят экспериментальный характер - будь то гуашь и акрил на бумаге или живопись на холсте. Излюбленной формой для него становится коллаж. Формальные поиски направлены на создание «напряженности картинного поля» (Р. Арнхейм).
С этой точки зрения интересна серия «Лодки и паровозы». В серии «Лодки и паровозы» Владимир Опара продолжил поиски новой выразительности. Серия состоит из 72 самостоятельных объемных и плоскостных листов /бумага, акрил/, которые могут экспонироваться в свободном порядке. Объекты реального мира, сама история, все превращается в знаки воды, земли, лодок, железнодорожных дорог, в знаки истории. Эти знаки и подобны реальному миру, и одновременно создают свой собственный, иной, мир.
В серии используются надписи и тексты на нескольких языках, в том числе на несуществующем языке. Тексты корреспондируют зрителя к духовным практикам и культурам Германии и России. Автор использует в серии «Лодки и паровозы» фрагменты собственных текстов и текстов Библии: «как дождь и снег нисходят с неба», «лодка Фомы», «и буду я свет», «лодки игрушки Петра – Петр игрушка ветра», «der zu neuen». Наряду с фрагментами текстов используются технические надписи: «с открытой лестницей движение запрещено», «инв. № 237», «unver 1365», «ботик Петра инв. №1634». Человек стремится упорядочить окружающий его мир, он жаждет разложить все по полочкам, каждому объекту и явлению дать объяснение (слово, текст) или определить их место в своем мире (число, цифра). Опара соединяет эти два способа отражения мира (слово, текст, число, цифра) так, что они, соединяясь, передают именно авторские ощущения, ощущения, где есть место хаосу чувств и структурности конкретного. Пространство текста насыщает серию намеками и аллюзиями, расширяя смысловой ряд. Выстраивая новые и новые композиции из графических листов серии, автор раскрывает свое понимание мира — мир множественен, вариативен.
Мария Бодрова
старший научный сотрудник Государственной Третьяковской Галереи
|
|
Boats and Steam locomotives | 1 | 2 | 3 | |
|