| gallery | biography | texts | o'para-studio | home-page | e-mail |
| paintings | paper | installations | art-projects | Russian Museum | Museum 2020 |
Компьютер – инструмент художника
Object
Компьютерный лагерь "ArtFor-2002". Тема занятий "Объект"

Интернет-интервью с Владимиром Опара.
Октябрь-ноябрь 2002 года.
Корр. - Лариса Арюткина.

Уважаемые посетители сайта, из этого текста (интервью "Компьютер - инструмент художника) вы узнаете о компьютерном лагере, о студии для школьников, студентов, молодых художников, работающих специалистов, о программе ARTFOR, о возможности развить свои творческие способности, о системе образов, о создающих образы, о Всемирной Книге Интернет. Кликните на интересующий Вас вопрос и читайте ответ! Возможно Вам захочется прочитать весь текст. Если у Вас возникнут вопросы, напишите нам и мы Вам ответим.

«Сейчас очевидно, что компьютер, мультимедиа, WWW - практика дают необходимый технологический арсенал художественному творчеству, стимулируют творческий акт и раскрепощают воображение, представляют немыслимые ранее возможности управления арт-объектом и расширения языка искусства.
Новейшие средства коммуникации, дигитальные (цифровые) технологии - орудия современного художника»
Леонид Зыбайлов, философ, статья "Softwear и художник"

«Современные технологии, Интернет очень сильно меняют картину устройства художественной жизни и творческого процесса.
Владимир Опара, художник, статья в журнале «Компьарт»


На Mеждународном Арт Фестивале Cовременного Искусства "Тенгри-Умай", который осенью этого года проходил в Алматы, я познакомилась с известным московским медиа-художником Владимиром Опара. В рамках фестиваля он давал два открытых мастер класса по компьютерной графике. Мне показалось очень интересным и актуальным все то, о чем говорил Владимир, я решила побеседовать с ним на страницах нашего журнала.

Корр.: Владимир, объясните, что значит медиа-художник?
Вл.: Медиа-художник? Модное словечко. Художник - достаточно емкое определение. Кажется, что не нужно никаких дополнений, приставок. Художник - это создающий художественное. Поэтому, словом художник можно назвать поэта, писателя, режиссера, живописца. Но, чаще всего под словом «художник» обыденное сознание понимает человека рисующего картины красками на холстах или рисующего на бумаге карандашом или что-то в этом же роде. Появление новых художников, рисующих, создающих изображения с помощью новых инструментов - цифрового фотоаппарата, компьютера и еще много можно перечислить новых инструментов, привело к желанию как-то дистанцироваться от традиционных художников, назваться как-то иначе. Появилось такое название - медиа-художник. На мой взгляд, это словосочетание обозначает, что художник не узко специализирован, а использует все возможные новые инструменты и все возможности для реализации своих художественных идей. К числу этих художников я отношу себя. Я художник, с удовольствием использующий в творчестве возможности новых технологий.

Макросъемка
Летний компьютерный лагерь "ARTFOR". Тема занятий "Макросъемка"

 

 

 

 

Вид из окна студии
Вид из окна Опара-студии

 

 

 

 

 

 

Наша студия
Наша студия

 

Корр.: Всегда ли Вы использовали новые технологии в своем творчестве? Когда Вы стали использовать компьютерные технологии?
Вл.: Моя творческая карьера начиналась в 70-ые годы. В то время изобразительное искусство было представлено живописью, графикой, скульптурой, книжной графикой, декоративным искусством. Фотография искусством считалась с очень многими оговорками. Ни о каких новых технологиях и речи тогда быть не могло. Я писал этюды, картины. Живопись была для меня возможностью быть свободным, позволяла найти выход моим эмоциям. Но уже в то время я знал, что такое перформенс, инсталляция, хэппенинг, но все это было далеко, за рубежом и как бы не существовало в нашей реальной жизни. Страна наша была в то время достаточно закрытой. Любые, на взгляд власти вольности в искусстве достаточно жестко пресекались. Во второй половине 80-ых власть ослабила свой контроль над искусством, стало возможным показывать то, что буквально несколько лет тому назад считалось идеологической диверсией. Я показал несколько своих проектов, считавшихся тогда очень смелыми, и сделал заявление в телевизионном интервью, что я не признаю лозунг «искусство принадлежит народу», и что творю я для себя и тех, кто воспринимает мир так же как я. Редактора телевизионной передачи за это интервью чуть не сняли с работы, у нее были большие проблемы. У меня то же были проблемы. Это интервью показали только через год. Но стало понятным, что времена меняются и можно смелее экспериментировать в создании образов. Советский фонд культуры решил организовать аукцион современной живописи в Новокузнецке, пригласили меня. Я в свою очередь пригласил новокузнецкого художника, писавшего тогда, так же как и я, эмоционально, экспрессивно. В белом мраморном зале я создал инсталляцию из деревянного крепежа, какой применяется в угольных шахтах, покрасил его в черный цвет. Внутри этой инсталляции висели яркие экспрессивные картины. Все это выглядело эффектно, и в центре шахтерского края созданный образ читался вполне определенно. Следующим моим шагом в создании больших инсталляций был проект 1991 года «Железный путь». Проект был представлен в выставочном зале Железнодорожного района Москвы. Инсталляция была сварена из фрагментов и деталей электровозов и занимала площадь 900 квадратных метров. В 1991 году, в конце августа мы уехали в США, где у меня была серия выставок и лекций «Образное восприятие мира». Лекции я читал в университетах и в военно-воздушной академии США. После возвращения в Москву, зимой 1993 года, я показал проект «Золото и пепел» в школе современного искусства. В проекте использовались книги, которые нельзя было прочитать, серое вещество похожее на ил, песок, золотые яйца, фотографии, живая экзотическая птица. Одновременно я начал осуществлять проект «Клаустрофобия». Весь декабрь я снимал студентов моей творческой мастерской в прозрачных капсулах на улицах Москвы. Молодые люди, стоящие в прозрачных капсулах в виде яиц у мавзолея, на Пушкинской площади, в переулках и подворотнях, сидящие в капсулах на снегу у кремлевской стены. Весной 1994 года мы продолжили съемки «Клаустрофобии» используя видеокамеру. Был смонтирован фильм «Клаустрофобия». Проект был представлен в Музее Кино в Москве. В 1996 году возникла идея использовать в проектах компьютерные технологии. Я написал проект «Фоком». Проект был рассчитан на 5 лет. Предполагалось, что это будет московский международный фестиваль компьютерной графики. 19 декабря 1997 года проект стартовал и был представлен в Центральном Доме Художника. В нем приняли участие 55 художников и 26 организаций. Результат превзошел все ожидания. На улице зимой в мороз стояла очередь, чтобы зайти на нашу выставку. На выставке я показывал хронодинамическую инсталляцию площадью 100 квадратных метров, в которой использовались компьютеры, цифровые записи глаз зрителей, сублимационная печать. В этом же году мы создали наш первый сайт http://focom.www.ru В 1998 году я создал проект «Музей 2020» - виртуальная Москва увиденная через призму современного искусства. Я сделал более 300 фотографий переулков Москвы, Майя Опара создала анимацию по фотографиям. Проект был записан на CD-rom и выпущен тиражом 3000 штук. Так же была сделана Интернет-версия проекта (посмотреть можно www.artfor.ru/museum2020). Все мои проекты в Интернет поддерживались и поддерживаются до сих пор компанией «Демос-Интернет». Презентация проекта состоялась в Центральном Доме Художника во время Московского Международного фестиваля FOCOM - 1998. Все следующие мои проекты, как правило, связаны с компьютерными технологиями и Интернет. Один из последних моих проектов (2002 год) называется «Открытая Книга». Вот так в моем творчестве появились компьютерные технологии.

| 1 | 2 | 3 |
© Vladimir Opara, © O'para-studio
 
...