Подготовка к спектаклю.
Петр Ермоленко.
Компьютерный лагерь.
ArtFor-2002.
Подготовка к спектаклю.
Ярослав Максимов (Пчелка),
Евгений Большаков (дизайнер костюма),
Тимур Брагин (Лягушка)
Компьютерный лагерь.
ArtFor-2002.
Опара-студия.
Тема занятий
"Выразительность. Знак"
Опара-студия.
Тема занятий
"Портрет. Свет"
Опара-студия.
Тема занятий
"Портрет. Свет"
Варико.
Опара-студия.
Тема занятий
"Портрет. Свет"
Маша.
|
...Корр.: Творчество,
творец. Как воспитать в человеке творца?
Вл.: Давайте вспомним, что по этому поводу написано в
библии: Бог создал человека по образу и подобию своему. Бог - создатель,
значит и человек создатель, то есть творец. А это значит, что творческие
способности в человеке заложены изначально. Важно понять, что мир
это система образов, а человек образно мыслящее существо. Подтверждение
тому, что мир есть система образов, мы находим и в русском языке,
где слово безобразное означает некрасивое, неприятное, дисгармоничное,
противоестественное. Слово безобразное происходит от без-образное,
то есть указывает на отсутствие образа. Например, мы говорим - безобразный
поступок. Что мы имеем в виду? Мы имеем в виду, что, совершив его,
этот поступок, ты или кто-то другой, вышел за рамки образа человека.
Понимая и принимая все это, мы можем сказать, что воспитать в человеке
творца, активную творческую личность - значит, дать понимание человеку,
что он образно мыслящее существо, раскрыть в человеке данные ему
Богом, природой (для атеистов) качества, научить воспринимать окружающий
его Мир как систему образов, научить образно мыслить.
Корр.: Не значит ли это, что в нас заложен
некий идеальный образ, которому мы хотим соответствовать?
Вл.: За нас все уже решил Господь. Он создал пространство,
в котором мы живем. Мы родились в этом пространстве и мы его чувствуем.
Человеку, по его сути, даны чувства гармонии, ритма, равновесия,
дано чувство прекрасного. Большую часть информации о пространстве
человек воспринимает визуально. Человек быстро и активно воспринимает
яркие визуальные образы. Они помогают ему ориентироваться в окружающей
его действительности. На протяжении всей своей истории человечество
накапливает образы и постоянно нуждается в создании новых. Именно
поэтому существуют профессии: режиссер, композитор, писатель, художник.
Мне кажется у человека, действительно, существуют, даже скорее на
уровне подсознания, некие идеальные образы. Допускаю, что какая-то
часть людей не ощутила в себе заложенные в них идеальные образы.
Те, кто идеальные образы ощутил в себе, активизировал их в себе
- те и есть создающие образы. Раскрыть в человеке творческие способности
- это одна из задач нашей программы Artfor.
Корр.: Но представителей этих профессий
не так уж много, как правило, это неординарные личности. Основная
масса имеет очень слабое представление о искусстве и творчестве,
к тому же современная система образования больше
сосредоточена на передаче знаний, а не на развитии творческого мышления.
Вл.: Это не образование, а обучение. Заметьте, слово «образование»
содержит в себе слово «образ». В школе учат умножать, считать, писать,
читать. Но, практически не учат самому главному - чувствовать, любить,
ощущать, жить в системе образов.
Корр.: Выходит, чтобы стать творцами,
надо развивать в себе те замечательные качества, что в нас изначально
заложены, и учиться создавать новые образы?
Вл.: Конечно. Сначала надо дать почувствовать их и затем
развивать. А сильнее всего на человека, как мы уже говорили, воздействуют
визуальные образы или, если хотите, визуальные искусства. В давние
времена это были скульптура, живопись, театр, потом появилось кино,
телевидение, и, наконец, в наше время мультимедиа и Интернет.
Корр.: Разве Интернет
- это искусство?
Вл.: Интернет - это совокупность мировых компьютерных
сетей и сетевых служб. Когда в 1997 году мои выставочные проекты
соприкоснулись с Интернет и новыми технологиями, я понял, что Интернет
- это пространство для искусства, это искусство без барьеров. Интернет
дает возможность быть в курсе многих событий происходящих в мире,
в мире искусства. Это возможность посещать музеи, галереи, библиотеки
всех стран мира не выходя за пределы своего дома. В любое время
дня и ночи можно получить, смотреть и слышать представленную во
Всемирной Паутине информацию. Интернет - это возможность отправлять
и получать сообщения по электронной почте, это возможность видеотелефонного
разговора в режиме реального времени! Сегодня пространство Всемирной
Паутины Интернет объединило интеллектуальные и информационные ресурсы
всего мира. Это пространство можно сравнить с Книгой, Всемирной
Книгой, куда практически каждый может вписать свои страницы. Представьте
себе книгу, в которой есть все: энциклопедический словарь, учебники,
представлены почти все средства массовой информации, есть справочники,
каталоги товаров и услуг, альбомы по искусству, то есть, есть все,
что выкогда-либо видели напечатанным на бумаге. Но всемирная книга
Интернет имеет больше возможностей: это еще и звук, видео, анимация,
поисковая система и эта Книга открыта для всех пользователей Интернет.
Потрясающая Книга, правда? Умберто Эко в одной из своих статей сравнил
значимость появления сети Интернет со значимостью появления книгопечатания.
До эпохи Книгопечатания - книги переписывались специальными людьми,
стоили очень дорого и доступны были только избранным и богатым.
С появлением книгопечатания, книги стали доступны многим. Это очень
повлияло на развитие общества. Появление Интернет, этой Всемирной
Книги, сделавшей возможным для миллионов людей доступ к интеллектуальным
и информационным ресурсам всего мира, это очень важный этап в развитии
нашей цивилизации и его действительно можно сравнить с появлением
книгопечатания. Библиотеки, учебные заведения, музеи, учреждения
культуры, общественные организации, государственные, промышленные
и коммерческие структуры, школьники, студенты, интеллектуалы имеют
или стремятся иметь доступ в Интернет, иметь свои страницы во Всемирной
Книге. Стремительное развитие Интернет, естественно привело к появлению
отряда специалистов, профессионалов в этой области, в том числе
и дизайнеров. Появилась новое направление в дизайне - "веб-дизайн."
Корр.: Для чего создают страницы
во Всемирной Книге?
Вл.: Для чего? Ну, например, размещение информации о своей
профессиональной деятельности - это реклама. Необходимая реклама.
Личные амбиции. Почему бы и нет. Сайты публичных политических деятелей
- это нужно для привлечения сторонников. Например, с помощью веб-страниц,
поиск и общение «по интересам» становиться более целенаправленным.
Студенты и школьники, умеющие пользоваться Интернет, активно используют
его возможности в образовательных целях. Журналисты, ученые, врачи,
бизнесмены используют Интернет в своей профессиональной деятельности.
Пользователей Интернет остроумно делят на «читателей» и «писателей».
«Читатели» - это читающие Всемирную Книгу Интернет, получающие информацию.
«Писатели» - это те, кто пишет, создает свои страницы во Всемирной
Книге Интернет. Очевидно, что во всех отношениях выгодно самому
научиться создавать веб-страницы и размещать их в Интернет. То есть
быть «писателем».
Корр.: Что такое веб-страницы?
Вл.: Это не что иное, как система образов, созданных на
компьютере, включающая в себя тексты, графику, звук, анимацию, несущая
смысловую, образную нагрузку, представленная с помощью мировых компьютерных
сетей и сетевых служб. Мы сравнили Интернет с Книгой. Книга, но
книга, как всем известно, не просто вместилище текста, информации
- книга, имеет художественное оформление. Причем художественное
оформление соответствует содержанию книги, делает информацию, содержащуюся
в ней ярче, интереснее. Веб-страницы, точно так же как и книга,
требуют художественного оформления. Поэтому, когда создатель веб-страниц
говорит, - я умею пользоваться определенными программами для создания
веб-страниц, но я не умею рисовать, я не «художник» и обойдусь без
«художеств», то он, создатель веб-страниц, сильно заблуждается.
Корр.: Оказывается не достаточно быть
только «писателем», то есть, изучив специальные
программы, выкладывать подготовленные тексты и визуальные иматериалы
на веб-страницы?
Вл.: Очевидно, что нет. Без «художеств» обойтись не удастся по одной
простой, но очень важной причине. Эта причина в устройстве человека.
Именно образное восприятие мира и в первую очередь визуальные образы
позволяют ему усвоить огромное количество информации. Поэтому для
создания интересных, оригинальных веб-страниц необходимо знать основы
создания изображений, знать основы формальной композиции, иметь
понятие о цветовом языке, иметь понятия о выразительности. Делать
что-то приблизительно похожее на что-то, калькировать какие-либо
известные сайты, без понимания основ создания изображений, приводит
к созданию «серых», неоригинальных, а иногда и карикатурных веб-страниц.
Первое время в области веб-дизайна работали в основном технари,
не имеющие представления о изобразительном искусстве, визуальной
культуре, но прошло время, и все поняли, взявшись за создание веб-страниц,
необходимо потратить определенное время не только на изучение компьютерных
программ, но и на изучение основных принципов и закономерностей
построения изображений. Не надо бояться быть «чуть-чуть художником».
Это вполне доступно, и ни какого отношения к академическому рисованию
не имеет.
|