| gallery | biography | texts | o'para-studio | home-page | e-mail |
| paintings | paper | installations | art-projects | Russian Museum | Museum 2020 |
начало текста | 1 | 2 | 3 |


Опара-студия.
Тема занятий
"Портрет. Свет"
Яна.

 

 

 

 


Опара-студия.
Тема занятий
"Выразительность"

 

 

Корр.: Если без «художеств» не обойтись, а учиться рисовать, часами штудируя гипсовые розетки, не хочется, значит необходимо просто развивать в себе образно эстетическое мышление. На мой взгляд, современное искусство уже давно ушло от «просто изобразительности», в нем гораздо важнее мысль, эмоция, настроение, энергетика, новая идея.
Вл.: Чтобы воплотить художественную идею, сегодня совсем не обязательно браться за кисть, теперь компьютер встал в ряд современных изобразительных средств. И в искусстве появился новый термин - копьютерная графика. Но самый лучший компьютер - это голова, которая мыслит образами. Без нее ни один компьютер сам ничего не создаст, он только хороший помощник, не более. Поэтому создатель веб-страниц должен быть концептуалистом, писателем, художником и программистом.

Корр.: Возникает закономерный вопрос, если существует специальный дизайн создания веб-страниц, то существует ли стиль, мода, направления в веб-дизайне?
Вл.: Веб-дизайн часть, современная часть визуальной культуры и мы можем говорить о течениях, направлениях, стиле и моде в веб-дизайне. Стили, направления в веб-дизайне возникают на наших глазах. Они еще не стали историей, не написаны фундаментальные исследования новейшей визуально-виртуальной культуры. Веб-дизайн развивается, использует достижения современного искусства. В известном смысле, с помощью цифры, происходит перенос достижений современного искусства в пространство Интернет. То есть веб-дизайн можно рассматривать как часть современного искусства, как часть современного дизайна. Мы можем заметить, что дизайн современных, стильных бумажных журналов, влияет на дизайн сайтов, в свою очередь, дизайн сайтов влияет на дизайн бумажных журналов. Это происходит оттого, что и журнал и сайт создаются на компьютере. И еще потому, что визуальная культура развивается, и отдельные ее виды взаимно обогащают друг друга.

Корр.: Из нашего разговора я пришла к такому выводу, что стать хорошим веб-дизайнером не легко.
Вл.: Это не просто профессия - это призвание. Если в целом посмотреть, как развивается компьютерная графика как часть искусства, то можно заметить, что этому виду искусства, на постсоветском пространстве, практически нигде не учат или учат никак! Я увидел эту проблему, когда в мае 1999 года нас, «Опара-студию», пригласили участвовать в Московском Международном фестивале компьютерной графики и телевизионных технологий «Аниграф. Телекино». Мы представили свой проект в разделе «фестиваль российских мультимедиа». Презентация нашего проекта состоялась накануне фестиваля, в Центральном Доме Художника. Проект вызвал большой интерес у прессы, зрителей, профессионалов в области компьютерной графики. Наш проект был наиболее ярким и зрелищным из всех представленных на фестивале, он был более художественным, потому что был создан художниками. Меня, как автора этого проекта, пригласили работать в жюри одного из разделов фестиваля «Аниграф. Телекино» - «детское и юношеское компьютерное творчество». Мы просмотрели огромное количество представленных работ, в том числе и сайтов и первое, что сразу же стало очевидным - это отсутствие самого главного - отсутствие художественности. Как можно создавать анимации, компьютерные «картинки» исключив такие понятия как цвет, композиция, художественность, образ? Дети - это именно та часть человечества, которая не существует вне образов. Это у взрослых, в отдельных случаях, наблюдается такая болезнь - «жить вне системы образов». Ответ на вопрос - почему это происходит именно в компьютерном детском творчестве - был очевиден. Руководители детских компьютерных студий - это грамотные, профессиональные, а иногда и не очень, люди, но в основном с техническим образованием, не имеющие ни какого понятия о визуальной культуре. Об этом я и сказал на заседании жюри. Не все тогда с этим согласились. Лучший аргумент в споре - это доказать не на словах, а на деле. Так родилась идея создания летней студии «Компьюарт». Мы связались с руководством компьютерного лагеря под Звенигородом и в июне месяце открыли в лагере студию «Компьюарт». Мы решили, что для ребят, интересующихся компьютерной графикой, необходимо понять, что компьютер замечательный инструмент для творчества, а образность и художественность никто не отменял и более того вне образа, вне художественности ничего интересного создать не возможно. Лето 1999 года можно считать началом нашей работы с молодыми медиа-художниками. Не расстались мы и зимой, продолжив работу в Опара-студии в Москве. С 1999 года я начал читать доклады на ежегодном международном форуме EVA - электронные изображения и визуальные искусства. Темы докладов - интернет, компьютерное образование молодых художников. В мае 2000 года мы представили компьютерные работы наших ребят на фестивале «Аниграф Телекино». Результат был очевиден - «наши» интереснее. В том же году мы участвовали в 16 выставках, написали программу «Artfor» и создали сайт www.artfor.ru, где были представлены работы наших молодых художников. В 2002 году мы написали курс для молодых художников «Основы создания электронных изображений». Таким образом, наши представления о компьютерном образовании были систематизированы.

Корр.: И чем же ваш компьютерный лагерь отличается от других?
Вл.: Наш компьютерный лагерь - это творчество, обучение, активный отдых. Творчество стоит на первом месте. Одна из задач летней работы - это развитие творческих способностей. Поэтому в программе работы лагеря кроме компьютерной графики существует важный раздел - интердисциплинарные формы художественной активности (ИФХА). ИФХА - это рисунок и живопись по специальной программе, принципиально отличающейся от программ художественных школ и вузов, это основы создания изображений, в том числе компьютерных, это фотосъемка, умение создать концепцию, умение работать с текстом. Именно поэтому в компьютерном лагере проходят дни абсурдистского текста, день театра, день рифмоплета, день бодиарта. Обычно в компьютерном лагере работает творческая группа из 30 человек в течение 3-х недель. За лето проходит две группы. Возраст от 12 лет и старше: школьники, студенты,молодые художники, работающие специалисты.

Корр.: Как же вам удается учитывать интересы столь разных по возрасту участников?
Вл.: Великий педагог Макаренко настаивал на том, что в коллективе обучение проходит более продуктивно, если представлены все возрастные группы, то есть старшие помогают младшим. Это действительно так. Приятно видеть, как творчество делает незаметными возрастные границы. Младшие участники, иногда, знают в компьютерных программах гораздо больше, чем старшие. Наш «Artfor» развивается, как любой живой организм, появляются новые идеи, приходят новые интересные люди. В нашей летней творческой группе не только москвичи. В 2002 году, например, были участники из Осетии, Финляндии, из Ростова. Компьютерный лагерь существует как самостоятельная единица на средства участников, но при поддержке ряда организаций. Программу «Artfor» поддерживает Творческое объединение художников Экспериментальных Технологий Искусства, Управление Культуры ЦАО Москвы, Галерея А-3, Московская Федерация Интернет Образования, Компания Демос-Интернет, а так же принимающая летний лагерь сторона. Мы готовы включить в нашу летнюю творческую группу школьников, студентов, молодых художников из Казахстана. Творческая группа «Artfor» работает с 22 июня по 8 августа 2003 года. Наши координаты: 113184 Москва, Климентовский переулок, 6-30, телефоны (095) 110-09-40, 951-63-77, mail: focom@dol.ru, наши сайты www.artfor.ru; www.opara.ru

Корр.: Я думаю, это предложение заинтересует наших начинающих медиа-художников. А возможно было бы провести такой лагерь в Алматы? Например, во время зимних каникул, ведь дорога до Москвы стоит недешево.
Вл.: Провести компьютерный лагерь на зимних каникулах в Алматы вполне возможно. Мы готовы.

Корр.: И последний вопрос. У Вас творческая семья. Ваша жена художник?
Вл.: Да. Моя жена Майя очень интересный, талантливый художник. У нас несколько совместных проектов, в частности проект «Artfor». Из прошлых проектов это «Музей 2020», «Фоком», «Future». Известная O’para-studio, это я и Майя. В проектах нашей студии участвует большое количество людей. Определение медиа-художник очень подходит для Майи, даже больше, чем для меня. Я все-таки художник, сформировавшийся в 70-ые годы, то есть художник еще и пишущий картины, создающий объекты. А она в чистом виде компьютерный художник 90-х. Надо заметить великолепно рисует и имеет хорошее образование. Мои дочери? Младшая дочь, ей 7 лет, уверенно работает на компьютере - знает фотошоп и другие программы, ездит с нами с 3-х лет в летний компьютерный лагерь, пишет стихи, книжки, изучает английский, ходит в музыкальную школу, то есть самый креативный человек в нашей семье. Старшая дочь учится в университете, она будет искусствоведом. Один из сыновей – дизайнер, работает в российско-итальянской фирме. Другой – в этом году оканчивает педагогический институт.

Лариса Арюткина (mail:la.dm@rambler.ru)– главный редактор журнала «Мир Детства». «МД» - журнал для вас и ваших детей, образование для всех. Содержание «МД» №9 (3) 2002: Уроки доброты, Профессия учитель, Не ребенок для школы, а школа для ребенка, Компьютер – инструмент художника (интервью с Владимиром Опара), Центр независимой жизни.
Адрес редакции журнала: 480008, Алматы, ул. Мынбаева, 46, офис 529, тел. +7 (3272)427-845

| 1 | 2 | 3 |

 

© Vladimir Opara, © O'para-studio
 
...